МБДОУ ДС №53 присвоен статус инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению:
Новые форматы просвещения родителей (законных представителей) воспитанников дошкольной образовательной организации
Научные руководители площадки:
Волосовец Татьяна Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, первый заместитель председателя Совета - координатор проектов в сфере науки, образования и просвещения ВОО «Воспитатели России»
Гермогенова Елена Валерьевна
Меттус Елена Валентиновна
кандидат педагогических наук, руководитель ППМС-центра ГБОУ «Академическая гимназия №56 им. М.Б. Пильдес» Санкт-Петербурга, Почетный работник воспитания и просвещения РФ, награждена «Знаком за гуманизацию школы Санкт-Петербурга»
1. Проблема, на решение которой направлена инновационная деятельностьИзменения, происходящие в настоящее время в обществе и в системе образования, предъявляют новые требования к формам, методам и содержанию взаимодействия образовательного учреждения с семьей.
Системно-ориентированная модель взаимодействия, включающая в себя комплексное сопровождение, информационную и психолого-педагогическую поддержку родителей (как очную, так и дистанционную), будет способствовать построению качественно новых, эффективных взаимоотношений с родителями в едином образовательном пространстве и решит следующие проблемы:
- Формирование и передача традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ценностных ориентиров родителей и воспитанников ДОО, с учетом особенностей региона
- Формирование и поддержка семейных ценностей на основе воспитательного потенциала семьи и образовательной организации
- Противоречие между признанием необходимости сопровождения родителей (законных представителей) дошкольников и отсутствие комплексных программ такого сопровождения, учитывающих, в том числе – и запросы родителей
- Признание необходимости «командного взаимодействия» ДОО и семьи в решении актуальных вопросов развития ребенка и неготовностью (недостаточной готовностью) и родителей, и сотрудников ДОО к такому взаимодействию
- Необходимость значительного расширения «предложений» консультативного сопровождения родителей (законных представителей), в том числе – за счет использования дистанционных форматов, и узостью круга активно используемых форм
- Развитие не только эмоционального, но и духовного интеллекта всех взрослых, взаимодействующих с ребенком
- Исследование истинных потребностей всех участников образовательных отношений и их удовлетворение
- Повышение результативности вовлечения семьи в образовательно-воспитательное пространство ДОО.
2. Объект исследования
Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников детского сада и совместные действия по созданию единого воспитательно-образовательного пространства.
3. Предмет исследования
Психолого-педагогические, методологические, организационные условия использования современных форм взаимодействия семьи, детского сада и социума в процессе создания единого воспитательно-образовательного пространства с учетом специфики региона.
4. Цель и задачи исследования
Цель: Проектирование комплексной системы просвещения, информирования, повышения психолого–педагогических компетенций родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, сопровождения и развития детей и передача традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ценностных ориентиров родителей и воспитанников ДОО, с учетом особенностей региона
Задачи:
- Определение теоретических основ просвещения родителей воспитанников в дошкольной образовательной организации с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, уровня компетентности родителей (законных представителей) в психолого-педагогических вопросах, характера запросов родителей (законных представителей) на повышение компетентности и информационной поддержки по психолого-педагогическим проблемам дошкольников.
- Разработка методического обеспечения для реализации системы работы по поддержке и повышению компетентности родителей в вопросах взаимодействия, воспитания и развития детей в ДОО
- Апробация системы работы по просвещению родителей (законных представителей) дошкольников по вопросам взаимодействия, воспитания и развития детей в ДОО.
- Разработка программы курсов повышения квалификации для обеспечения готовности педагогов ДОО к реализации системы просвещения по поддержке и повышению компетентности родителей в вопросах взаимодействия, воспитания и развития детей в дошкольной образовательной организации.
- Разработка системно-ориентированных модельных программ просвещения семей воспитанников на основе психолого-педагогических медико-социальных диагностик.
5. Методики и технологии инновационной деятельности
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного безоценочного принятия. Именно в семье формируются ценностные ориентиры. Об этом же говорят и современные специалисты-практики, и ученые, занимающиеся проблемами в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая, Чумичева Р.М., Лыкова И.А. и др.).
- Изучение и анализ научно-методической литературы и педагогического опыта
- Информационно-коммуникационные технологии
- Анализ продуктов совместной деятельности педагогов, включенных в инновационную деятельность и родителей
- Методы обратной связи, обучения взрослых, эффективной коммуникации
- Коучинговые технологии, в том числе матер-классы, тренинги, семинарские занятия.
-Проектная деятельность
- Технологии ППМС-сопровождения
6. Предполагаемые результаты
- Рост уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
- Рост и удовлетворённость просветительской работой родителями
- Динамика включенности родителей в мероприятия ДОО.
- Возрастание степени участия семей в планировании и организации мероприятий, связанных с повышением психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) по направлению ОЭР.
7. Предполагаемые продукты
- Рост уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
- Рост и удовлетворённость просветительской работой родителями
- Динамика включенности родителей в мероприятия ДОО.
- Возрастание степени участия семей в планировании и организации мероприятий, связанных с повышением психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) по направлению ОЭР.
8. Перспективный план инновационной деятельности (по этапам)
Организационно-подготовительный:
- создание организационных условий для начала работы.
- Обучение на курсах, семинарах, мастер-классах, совещаниях.
-Определение организационных условий и разработка программы инновационной деятельности, выбор групп и составление плана мероприятий, сопровождающих работу с материалами комплекса, включая обучение педагогического коллектива.
- Рабочие встречи по анализу выполнения задач подготовительного этапа инновационной деятельности.
- Выявление региональных особенностей и обоснование их учета в содержании образовательной деятельности.
- Формирование плана работы.
Теоретический – диагностический
- изучение научно-методической литературы и педагогического опыта по теме эксперимента;
- уточнение содержательного наполнения и инструментов реализации модулей в составе комплексной программы просвещения семей;
- разработка модельных программ индивидуального сопровождения семей;
- обучение участников рабочей и аналитической групп;
- подготовка продукта «Комплексная программа дистанционного взаимодействия ДОО и семей воспитанников» к экспериментально-внедренческому этапу
- Анализ и оценка существующих методик и форм взаимодействия с семьями в ДО, в том числе и образовательных программ образования родителей. Анализ проблемного поля (диагностика, анализ полученной информации, определение актуального проблемного поля в работе с родителями).
Экспериментально-внедренческий
- реализация программных модулей;
- подготовка продукта «Комплексная программа взаимодействия ДОО и семей воспитанников» (доработка по результатам экспериментально-внедренческого этапа) и продукта «Модельные программы индивидуального сопровождения семей воспитанников ДО».
Обобщающий
- оценка эффективности новых форматов сопровождения родителей воспитанников в ДОО;
- подготовка предложений по диссеминации опыта для педагогических работников;
- подготовка и апробация программы внутрикорпоративной учебы руководителей и сотрудников ДОО.














